Пятница, 22.09.2017, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Обсуждения
Казачий вопрос
О чём хочу сказать на круге
О путях казачьих
Категории раздела
Идеология [17]
Казачий присуд [11]
Похожие сайты
Казачий клуб Скарб
Вольная станица
Казачий стан
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Казачество Забайкалья

Межрегиональная Общественная Организация
Главная » Статьи » Идеология

ИЗНАЧАЛИЕ

Церковное новолетие

В 2016 году 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7525 год от сотворения мира. Этот день по традиции, унаследованной от Византии, называется началом инди́кта или новолетием. На I-м Вселенском Соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Порядковый номер года назывался в Римской империи инди́ктом(от indico — объявляю, назначаю). Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Сам инди́кт — одна пятнадцатая часть индиктио́на, пятнадцатилетнего промежутка времени. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи, с такой периодичностью пересматривались налоговые списки. Термины инди́кт и индиктио́н были введены в церковный календарь в знак благодарности императору Константину за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

Церковный календарь и богослужебный круг

С празднования новолетия начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой – составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя. Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.
Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление – от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия.

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

«Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осенняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта».

Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Как отмечают новолетие

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября.

Верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным».

Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:

«Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости  (Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови начало новому лету и сохрани сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости)».

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

И добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–21).

По преданию, это произошло в первый день праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября.

К сожалению, ныне этот праздник почти повсеместно проходит незамеченным, далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. В тоже время, многие христиане грешат, торжественно встречая гражданский новый год, установленный Петром I – в дни строгого поста перед Рожеством, оставляя в небрежении настоящий Православный Новый год.

Хотя, так было на Руси не всегда. В XVII веке день Новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой, обувью перед холодной русской зимой, досыта кормили, выдавали милостыню. Простой народ получал подарки, заключенные в темницах тоже не оставались забытыми – их посещали и также оставляли им милостыню и еду лучше обычной тюремной.

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящейся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.

В древней народной традиции в этот день - день Семена Летопроводца, и связывает его с наступлением осени. Также этот праздник называли в разных местностях Семеновыми осенинами, Засидками, Праздником свечи. Во многих деревнях было принято в этот день заселяться в новый дом, приурочивали к этому времени создание новых семей (венчаний).

Многие обряды этого дня были связаны с огнем – так, в тех местностях, в которых отмечали Засидки, то есть начало работ, производящихся в избе, а не на полях, в этот вечер гасили, а затем снова зажигали огонь в доме. А там, где день этот назывался Свадьбой свечи, украшали дома плодами и ягодами, устраивали пышный праздник, продолжавшийся всю ночь, и зажигали множество свечек.

Кроме того, часто этот день становился днем посвящения детей в крестьянство (у казаков - в воинство). Тех, кому исполнилось 1 – 3 года, сажали на коня, предварительно срезав у ребенка прядь волос с головы. Сегодня и церковные, и народные традиции практически забыты.

Хотя, есть  и положительные исключения.

На Русском Севере — в Архангельской области, в некоторых местах Карелии, Колы, Вологодчины — празднуют поморское Новолетие, Новый год «от сотворения мира». Так привыкли считать время поморы, уже полтысячелетия определяющие жизнь гигантских территорий российской Арктики. Их  не смогли переубедить ни Никон, ни Пётр, ни советская, ни нынешняя власть.

Глава национального культурного центра «Поморское возрождение» Иван Мосеев рассказал корреспонденту издания «Свободная пресса», зачем поморам старообрядческое Новолетие…

— По старому стилю это первый день осени, стало быть, первый день года по допетровскому исчислению. До 1700 года так жила вся Россия, после — только православная церковь и мы.

— Почему так?

— Мы, поморы, народ очень упёртый. Мы не приняли реформы Петра, у нас сохранилась традиция, потому что не было привычки во всём слушаться начальство. И крепостными мы никогда не были, кстати. К тому же к нам всегда приходило множество старообрядцев и просто вольных людей — поближе к богатому морю, подальше от государства.

— С течением лет количество празднующих поморское Новолетие — прибавляется?

— В этом году мы празднуем Новолетие официально в девятый или десятый раз. Людей становится всё больше, уже никто не задает вопросы — откуда вообще взялся этот праздник. А раньше задавали: ведь после всего, что произошло на Русском Севере в ХХ веке, здесь больше 80% - приезжие в первом или втором поколении. Они не знают поморских праздников. Но потихоньку традиции все-таки восстанавливаются: например, после Новолетия у нас состоится единственная в России международная морская Маргаритинская ярмарка. Такой не смог построить даже Санкт-Петербург, а в Архангельске — пожалуйста!..

 

На Дальнем Востоке в приходе во имя преподобного Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца г. Большой Камень Приморского края христиане Русской Православной Старообрядческой Церкви по мере сил и возможностей отмечают Новолетие и молитвенно, и празднично. И лучше, чем январский новогодний праздник. После службы организовывается выход на природу семьями, развлечения и подарки для детей, костер, шашлыки или что-то подобное, поются духовные стихи. О Новолетии рассказывается жителям района через местные средства массовой информации, акцентируется внимание людей на различные аспекты возрождения и сохранения православной культуры.

Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день: «… подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества»…

Пожелаем всем православным христианам, признающим над собой главенство семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, вернуться к православным традициям, праздновать Новый год в положенное для нас время и в установленных формах… 

В статье использованы:

 одноименный материал Анастасии Лопатиной (Зобниной) (2014 г.)

http://ruvera.ru/articles/hristianskiiy_novyiy_god;

 «У поморов-старообрядцев наступил 7519 год» Антона Размахнина (2010 г.)

http://svpressa.ru/society/article/30661/;

 письмо протоиерея Елисея Елисеева (2015 г.)

tps://www.facebook.com/profile.php?id=1351161869;

статья «Праздник новолетия» (2013 г.)

http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/1381-prazdnik-novoletie.html

Категория: Идеология | Добавил: bylkov (09.09.2016)
Просмотров: 145
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozг.ЧИТА © 2017