Четверг, 23.11.2017, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Обсуждения
Казачий вопрос
О чём хочу сказать на круге
О путях казачьих
Категории раздела
Идеология [18]
Казачий присуд [11]
Похожие сайты
Казачий клуб Скарб
Вольная станица
Казачий стан
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Казачество Забайкалья

Межрегиональная Общественная Организация
Главная » Статьи » Идеология

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЧИТИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ.

      СТАРАЯ ВЕРА В СРЕДЕ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ КАЗАКОВ (НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ).

  Среди вопросов истории есть различные аспекты, которые, иногда, общеизвестный факт корректируют до неузнаваемости. Это, в том числе, так называемые «политкорректные» вопросы и факты, о которых по разным этическим, политическим, стратегическим причинам не принято говорить в тех или иных кругах, в частности, в исследовательской среде.

      К примеру, все серьезные исследования последних 100 лет (в том числе и в советский период) говорят о том, что царь Иоанн IV Грозный не убивал своего сына Алексея, но в учебниках и пособиях образовательных учреждений всех уровней от школ до ВУЗов, в литературе и искусстве продолжает стойко муссироваться детоубийство.

    За 20 лет исследовательской деятельности мне приходилось сталкиваться с целым рядом подобных явлений. Одним из них, с моей точки зрения, является вопрос роли древлеправославия в казачьей среде Забайкалья.

    Практически каждое явление, тем более имеющее свое продолжение в веках, имеет свою статистику и динамику: появление, рассвет и затухание. Если история, этнография, социология и другие смежные дисциплины исследовали представителей и само Забайкальское казачье войско (далее – ЗКВ) хорошо и довольно тщательно разработаны исследователями, то в вопросе религиоведения, как науки сравнительно молодой в нашей стране имеется достаточно белых пятен.

      Общеизвестно, что Забайкалье (ранее – Даурия) и Восточная Сибирь в основном стали частью Руси в первой половине XVII в., тогда же была открыта Камчатка, исследован Амур. Все это произошло до церковного раскола греко-российской Церкви, произошедшего в середине 1660-х гг., разделившего российское общество на новообрядцев и старообрядцев. Подчеркнем, что основные открытия и освоения востока Руси осуществлялось носителями старой веры – «двоеперстниками».

      История пребывания протоиерея Аввакума Кондратьева [3] (по ошибке его фамилию пишут как Петров, в том числе и на стеле площади г. Чита) в Даурии, известная исследователям в основном из книги «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» хорошо изучена. Однако и здесь не все точки на «i» поставлены. Практически не встречается описание периода пребывания этого апологета древлеправославия в Нерчинском остроге, где он служил 2 года настоятелем первой деревянной церкви во имя Воскресения Господня.

   Совершенно удивительной является история почитания представителями новообрядчества четырех казаков – иргенских мучеников, убитых воеводой Пашковым [2]. Из книги «Житие…» известно, что они были казнены за сочувствие опальному протопопу, т.е. фактически за раскол, неподчинение воли патриарха Никона, сославшего Аввакума в Даурию). Представители РПЦ МП поныне почитают в лике святых старообрядческих казаков-мучеников, почитают их, совершают на о. Иргень крестные ходы и т.д., как бы, не зная или не замечая причин их мученической кончины.

   Белым пятном в истории и этнографии  Забайкалья остается вероисповедальный вопрос старожильческого населения Даурии. В источниках можно найти все, что угодно о карымах (в других источниках – гуранах), но только не базисные вопросы их конфессиональной принадлежности. Общеизвестно, что данная этническая группа в основном сформировалась к середине XVII в. путем смешения казаков и туземных женщин. Как и насколько могли и понимали потомки российских первопроходцев считали себя казаками (в данном случае можно считать тождественным слову «русскими») и православными, нося старообрядческие нательные кресты и молясь двумя перстами.

   История затухания, трансформации древней православной традиции в данной общности малоизучена. А вопросы по данной теме остаются. К примеру, в конце ХХ в. после ослабления советской атеистической идеологии и образовавшегося всплеска религиозности, проявились, в том числе, активисты старообрядческих согласий, среди которых имеется род Новокрещенных, проживающих в месте компактного расселения семейских в с. Бичура Республики Бурятия. Потомки данного рода являются ярко выраженными «метисами» (вероятно, карымами), сохраняющими историческую память о том, что их предки являются родовыми казаками-старообрядцами.

     Малоизучена судьба казаков-новообрядцев, участвовавших в выгонках староверов с западных границ Российской империи в XVIII в. и сопровождавших семейских в Восточную Сибирь. Общеизвестно, что насильственно переселяемых «раскольников», чьих «выгонок» по разным источникам насчитывается более 20, сопровождали в качестве охранения казачьи люди. Они же и поселялись в местах компактного расселения семейских, выполняя функцию охраны, в том числе и от местного инородного населения. Но, что происходило с религиозной жизнью казаков остается за рамками исследования специалистов. В тоже время, среди моих прихожан, ныне проживающих в Бурятии имеется род Утенковых, которые однозначно идентифицируют себя и своих предков казаками-старообрядцами, исстари проживавшими в с. Бичура.

   Истории Забайкалья не известны случаи религиозных волнений. Непонятно когда и как «двоеперстники», поселившиеся здесь до церковного раскола, перешли на «три перста». Явно это происходило постепенно и значительно позже, чем в западных регионах империи.

     В XVIII-XIX вв. Забайкалье продолжает заселяться. Есть сведения о переселении сюда яицких (уральских) казаков, преимущественно состоявших из староверов [4]. Имеются этнографические данные о расселении среди семейских казаков-старообрядцев, влиявших, в том числе, на песенную культуру первых.

    Считается, что единственной крупной станицей в Забайкалье по количеству казаков-старообрядцев была ст. Доно (ныне – Калганский р-н Забайкальского кр.). Однако немало казаков данного вероисповедания проживало еще в середине-конце ХХ в. в таких населенных пунктах, как Зоргол, Чингильтуй, Аргунск (китайский), Верхний, Средний и Нижний Калгукан, Бырка, в ряде селений Сретенского района Читинской обл.

      Точной статистики состояния данного явления нет по сей день. Мы можем предположить, что в XVIII-XIX вв. данные отделов по делам раскола Иркутско-Нерчинской епархии Греко-Российской (новообрядческой – авт.) церкви не в полной мере отражали действительную картину количественного состава рекомых «раскольников» в здешней казачьей среде.

    Известный факт, что во второй половине XIX в. Амурское казачье войско (далее – АКВ) преимущественно формировалось из казаков ЗКВ, чему свидетельствуют все исторические документы и даже форма справы и цвет околыша на ней [1]. В начале ХХ в. проведена перепись казачьих станиц и хуторов АКВ и УКВ с указанием вероисповедальной принадлежности казаков. В 1902 г. издан отчет данной переписи, собранный в Книгу поземельного устройства Амурского и Уссурийского казачьих войск. Перепись показала, что более 70% казаков АКВ являются представителями старообрядческих толков. Опять-таки, вопрос «неожиданного» появления такого количества сторонников древнего православия в соседнем ЗКВ войске не изучен и требует отдельного исследования.

   Столь же малоизученным является вопрос конфессиональной принадлежности современного казачества Забайкалья, начавшего свое возрождение в 1990 г., жизнь и деятельность таких известных личностей – представителей древлеправославного казачьего народа, как Вил (по крещению – Илья) Васильевич Кудревич, иерей Вячеслав Измайлов, иерей Александр Шестаков и других.

    Обозначенные выше и иные вопросы – большое поле для исследовательской деятельности ученых и хорошая перспектива для развития в Забайкалье религиоведения и других смежных наук.

Протоиерей Елисей Елисеев, руководитель Древлеправославного Иркутско-Амурского архива РПСЦ г. Большой Камень Приморского края.

Категория: Идеология | Добавил: bylkov (01.04.2016)
Просмотров: 269
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozг.ЧИТА © 2017