Пятница, 22.09.2017, 16:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Генезис | Регистрация | Вход
Меню сайта
Обсуждения
Казачий вопрос
О чём хочу сказать на круге
О путях казачьих
Категории раздела
казачество [133]
Похожие сайты
Казачий клуб Скарб
Вольная станица
Казачий стан
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей
   Казачество Забайкалья

     Межрегиональная Общественная Организация
Генезис

ЗАБАЙКАЛЬЯ - МАЛЫЙ УГОЛОК.

      Эту историю нам оставил, старый школьный учитель - Шайдуров Александр Михайлович. Дядя Саша, родился и всю жизнь прожил в посёлке Кокуй Сретенского района. В войну был командиром пулемётной роты, имел награды, ранен, демобилизовался капитаном. В молодости, когда отношение властей к казачеству было агрессивно-отрицательное, он негласно собирал и записывал подлинную историю своих сородичей и земляков. Из его повествования следует, что Шайдуровы, как и многие другие фамилии распространённые в нашей местности, являются прямыми потомками донских казаков-поселенцев, так называемых «чалдонов» (от «человек» и «Дон»).

      Рассказ о расселении донских казаков в бассейне реки Шилки, он слышал в 1948 году в Абрамовке (до 1926 года – Аркия), от Шайдурова Степана, которому тогда уже было 84 года. Отец Степана был одним из казаков полка, который прибыл с Дона для усиления китайской границы. Это происходило во время царствования Николая I, а генерал-губернатором Иркутским и Енисейским и командующим войсками Восточной Сибири был голландец на русской службе Руперт. Тогда граница Российской империи, согласно Нерчинского (1689 г.) договора, проходила по реке Шилке. Население здесь было очень редкое: потомки казаков-первопроходцев переведённые в начале ХVIII века в «пашенные» крестьяне, ссыльно-поселенцы, монголы и «хамнеганы» лесные тунгусы из рода Гантимура.

      Сам Степан родился уже в Забайкалье в 1864 году. Он рассказывал, что его отец попал на службу и вечное житьё в Даурию по жребию. Казаков предназначенных к переселению набирали на Верхнем Дону. Их было четыреста крепких молодых парней, все они являлись 4-ми или 5-ми сыновьями в семьях своих отцов. Урядниками были уже послужившие, опытные казаки. Весной 1845 года, после смотра и молебна в Воронеже, полк двинулся к волжской переправе. Далее по Барабинской дороге к Байкалу. Этот путь в 7 тысяч вёрст, был удобным, но опасным т.к. пролегал через неспокойные кыргыз-кайсацкие степи. Трёхмесячный переход завершили в городе Нерчинске, где в Иванов день провели полковой смотр и отслужили благодарственный молебен. Семьи немногих женатых казаков пришли в Забайкалье лишь через три года, по более длинному и безопасному Сибирскому тракту. Так, что не только декабристки, но и простые казачки шли в Даурию вслед за своими мужьями. Причём казачки в отличие от жен декабристов, шли в дикое, не обжитое место, где их ожидали суровая природа и тяжкий труд.

      Весной 1846 года, сотни полка расселяли по рекам: Унда, Нерча, Куэнга и Шилка. Посёлки строились в местах, откуда можно было бы эффективно контролировать окружающую территорию и пути передвижения. Заселение происходило очень просто. Подойдя к означенному на карте месту, командир метал жребий между звеньями сотни. Кому выпадало остаться, тем выдавалось по топору, лопате, а на звено давали один артельный котёл и одну двуручную пилу. Далее сотня прощалась с товарищами и уходила к месту другова будущего посёлка. «Посёльщики» сначала строили общую жилую землянку и зимнюю стаю для скота, а потом готовили лес для отдельных частных домов. При этом караульная служба начиналась с момента прибытия казаков на место.

      Так как большинство казаков были холостыми, то им нужны были жены. Малочисленное православное население края не могло обеспечить казаков таким количеством невест. Поэтому многие казаки женились на девушках тунгусках. Тунгусы так же старались выдавать своих дочерей за казаков. За женой тунгуской, казак порой получал неплохое приданое и помощь новых родственников, что способствовало быстрому обустройству и становлению крепкого хозяйства. Однако такая практика в итоге привела к ассимиляции тунгусов внутри казачьей общины. От смешанных браков пошли метисы, которые называются «карымами» (от «кара», «хара» - черный).

      Корни казаков 4-ой сотни Донского казачьего полка сегодня можно проследить по фамилиям ещё сохраняющихся в современных населённых пунктах Сретенского района: Верхняя Куэнга – Мигуновы; п.п. Кокертай, Кокуй – Корниловы, Алексеевы, Федосеевы, Самойловы, Пыхаловы, Шайдуровы, Баженовы; Алия – Сватковы, Гордеевы, Пуртовы; Матакан – Загузины, Уваровы, Бубновы; Болотово – Болотовы, Вологдины, Кутузовы, Чернецкие; Мыгжа – Алексеевы; Делюн – Занины, Тонких, и многие другие. 

      История Восточной части Забайкальского края кровно связана с казачеством разных времён. Так в низовье Шилки проживают потомки героических «осадных сидельцев» Албазина. У нас распространена, к примеру, староказачья фамилия Лоншаковых, чьи предки – сибирские «сыны боярские», прославились многими ратными делами в период освоения и защиты Забайкалья и Амура. В 1917 году, первым выборным атаманом Забайкальского казачьего войска, был не Семёнов, а казак Сретенской станицы Зимин Василий Васильевич. Однако десятилетия осквернения имени казаков на государственном уровне, привили некоторым жителям комплекс неполноценности и теперь они ощущают себя детьми недостойных родителей. Для таких сказано: - «Кто устыдится предков своих, того и Господь устыдится на Страшном Суде». Отчасти они сторонятся своей великой истории потому, что лож о казаках, которой их пичкают всю жизнь, начиная со школы, им показалась правдой. Но этот комплекс они должны преодолеть сами, так как сегодня его преодолевают многие забайкальцы, чьи семьи прошли все этапы расказачивания. Это нам завещали, хранители наследия предков, теперь покинувшие этот мир, старые родовые казаки: Павел Евгеньевич Аверьянов, Александр Михайлович Шайдуров, Михаил Прокопьевич Рябухин (из терцев), Фёдор Феоктистович Алексеев, Михаил Григорьевич Мироманов, Иван Николаевич Выходцев.

      Земляки, не забывайте своих корней, восстанавливайте славную историю своих родов. С памятью рода к вам вернётся честь и достоинство предков, а ваши потомки получат возможность черпать жизненные силы из кладези опыта наших пращуров.                                                                                                         С.В. Былков, А.В. Киселёв.

Сделать бесплатный сайт с uCozг.ЧИТА © 2017